Особую
разновидность эмблем представляют гербы, появившиеся в XI-XII вв. в Западной
Европе в эпоху крестовых походов. Как полагает Н. А. Захаров, корни обычая
украшать рыцарское вооружение геральдическими изображениями нужно искать в
геральдических изображениях Боспорского царства. В средние века были очень
распространены рыцарские состязания - турниры. На бой выходили рыцари,
закованные с головы до ног в железные доспехи. Узнать того, кто прячется под
доспехами, было очень трудно. И потому каждый рыцарь стал выбирать себе
отличительный знак. Его помещали на щите определенной расцветки и по-разному
разрисованном. Шлем тоже украшали различными уборами - клейнодами. Сочетание
щита с фигурами и шлема с клейнодами стало основой западноевропейского
гербового знака.
Гербовые
знаки особенно нужны были в бою. Обычно во время войн или столкновений
рыцарских отрядов на каком-нибудь видном месте выставляли знамя с изображением
понятного всем геральдического знака. Чаще всего это был знак предводителя
отряда. Знамя на длинном древке означало сборный пункт, и к нему стекались
разбросанные группы.
Символическая
эмблема была удобна еще и тем, что понималась каждым. В ту пору это имело
немаловажное значение, поскольку большинство воинов-феодалов, непременных
участников средневековых рыцарских походов, были неграмотными, а между тем
эмблема легко запоминалась и выделялась своей красочностью.
Вначале это
были изображения, составленные из фигур совершенно произвольных, случайных.
Когда же употребление таких эмблем вошло в обычай, широко распространилось,
рыцари стали более осмысленно относиться к изображениям для своих эмблем. Чаще
всего в них стремились запечатлеть, увековечить те или иные события,
собственные ратные подвиги. Для этого и выбирали соответствующую символику.
Предполагают,
что западноевропейское рыцарство было в то время знакомо с восточными странами,
где уже имелись свои отличительные знаки. Возможно, что эти отличительные знаки
в некоторой степени повлияли и на западноевропейские гербы.
В походах и
боях щит был неизменным спутником рыцарей. Изображение на щите постепенно как
бы входило в их жизнь; им стали дорожить, считая своей неотъемлемой
принадлежностью, передавать по наследству от отца к сыну.
Эмблемы с
определенными символическими фигурами, выражающими исторические традиции
владельца, передающимися из поколения в поколение, и получили название
"герб". Само слово в переводе с немецкого, а также с некоторых
славянских (польского, чешского, сербского) означает "наследство",
"наследник".
Возвратившись
из походов, рыцари развлекались на турнирах. Распорядителем турниров было
специальное лицо - герольд, что в переводе с немецкого означало
"глашатай" (это слово и легло в основу названия
"геральдика"). Герольд, как правило, провозглашал, кто явился на
турнир, кто будет принимать в нем участие и каковы внешние приметы рыцаря.
Герольды занимались еще и другим делом: накануне состязаний проверяли
родословные участников, ибо на арену мог выходить только тот рыцарь, четыре
поколения предков которого были свободными людьми. Со временем герольды стали
составлять и описывать гербы рыцарей - участников турниров.
В разных
европейских странах появляются институты герольдов со специальным гербовым
королем во главе. Составлению и описанию гербов придавали такое большое
значение, что в Германии, например, в XIV в. даже отдельные провинции имели
своих герольдов. В Англии уже с XII в. герольды занимают почетное место при
дворе короля; правители часто пользуются их искусством, раздавая
вознаграждения. При короле Эдуарде III была учреждена специальная
геральдическая коллегия, существовавшая довольно долго. Во Франции Людовик VII
повелел своим первым герольдам украсить лилиями все предметы, символизирующие
его королевское достоинство. Обязанности герольдов постепенно принимают
государственный характер.
Геральдика
не допускала совершенно одинаковых гербов, того, чтобы, скажем, были изображены
одни и те же сочетания птиц, зверей, оружия и т. д. Их различные положения,
раскраска, форма создавали, таким образом, требуемое разнообразие. Существовало
шесть типов европейских гербов.
Основой
всякого герба, безусловно, считался щит.Известны
пять форм западноевропейского щита: треугольный, или варяжский; овальный -
итальянский; квадратный с округлениями внизу - испанский; четырехугольный с
заострением внизу - французский; фигурный, вырезной формы - немецкий.
По правилам
теоретической геральдики, дамы и девушки должны были пользоваться ромбовидными
щитами.
Щиты были
однотонные или с несколькими цветами раскраски. Краски делили щит на части.
Щит, разделенный по вертикали, считался рассеченным, по горизонтали -
пересеченным. Если щит делился по диагонали из правого или левого угла, то это
был скошенный справа или слева.
На верху
щита, вплотную к нему, помещался шлем - обычная рыцарская принадлежность.
Причем шлемы отличались друг от друга. Королевский, например, изображался
золоченым и открытым, дворянский - стальным и открытым. Женщины вовсе не
употребляли в гербах шлемы.
Общепринятыми
были пять цветов: красный, голубой, зеленый, пурпурный (фиолетовый) и черный.
На любой однотонной части щита размещались фигуры: оружие, звери и птицы, а
также огонь, вода, солнце и т. д.
Из-под
венчающей щит короны спускалось своеобразное украшение - намет. Он символически
изображал плащ, который рыцари набрасывали поверх доспехов для предохранения их
от перегрева под лучами жаркого солнца. В длительных крестовых походах, боях
плащ неизбежно изнашивался, превращался в лохмотья, и вот именно эти живописные
лохмотья получили отражение в гербе в качестве орнаментального рисунка. Для
каждой страны и эпохи рисунок был иным. Этим часто пользуются геральдисты для
определения времени и страны по гербам.
В память о каких-либо исторических событиях,
семейных традициях или просто как лозунг внизу щита помещался девиз, не
менявшийся на протяжении всего времени наследования. Позднее весь герб
покрывали также мантией государственного цвета - у суверенов, а у князей -
малинового бархата на горностаевом меху. Все эти особенности западноевропейских
феодальных гербов были разработаны в стройную систему.
наверх